НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

09 ноября, 2006 | Хлебников Виктор

Эскадра художника Карелова (79405)

— Как складывалась Ваша военно-морская судьба, Александр Васильевич?

— В раннем детстве меня, коренного москвича, родившегося и выросшего в самом центре столицы, как принято писать, неожиданно позвало море. Страсть к морской стихии соседствовала с любовью к живописи, которой я занимался во Дворце пионеров. Окончив в 1958 году военно-морское училище в Ленинграде, более десяти лет служил на кораблях. А в 1971 году, став офицером Генштаба, по просьбе друга «для нужд военного издания» нарисовал один из боевых парусников российского императорского флота. С тех пор создал целую изоэскадру…

— Александр Васильевич, зритель видит в ваших работах единство двух начал: профессионализм моряка и художника. Как складывалась эта гармония?

— Вероятно, самым естественным образом. Профессионализм офицера флота — понятие емкое и определяющее. По своему, видимо сказывается на графических работах и моделирование, которым я в свое время увлекался… А в училище, например, моим любимым предметом был «ТУК» — теория устройства корабля. А когда вплотную соприкоснулся с исторической тематикой, то самостоятельно изучил архитектуру парусников, погрузился в технические тонкости судов последующих поколений…

Кстати, офицеры российского флота устройство корабля, на котором служили, звали до заклепки! Чего не скажешь об их последователях. В свое время, будучи назначенным на эскадренный миноносец, я удивлялся молодым офицерам, которые не ориентировались в устройстве своего судна. Пришлось побуждать их наверстывать и восполнять пробелы…

И за рисунки мне не было стыдно. Если вы видели выполненный мной линейный корабль «Святой Андрей Первозванный» или эскадренный броненосец «Князь Суворов», знайте: перед вами достоверные образы эпохи, а не эскизы на тему… Хотя, каюсь, был эпизод, о котором я вспоминаю с сожалением. Однажды мне передали письмо капитана медицинской службы Черноморского флота, который писал, что, мол, вы изобразили, по-видимому, не наш, а другой госпитальный корабль… Действительно, ошибку ту я исправил, о чем и известил редакцию журнала.

— В русской батальной живописи маринистам есть с кого брать пример. Подпитывали ли Ваше вдохновение, скажем, полотна И.Айвазовского, В.Верещагина, грековцев?

— Безусловно. Авторитет Верещагина непререкаем. Он безукоризненно владел материалом. И сухопутные, и морские баталии автор «Апофеоза войны» видел воочию. Как известно, художник и погиб в бою, на крейсере «Петропавловск» вблизи Порт-Артура, вместе с адмиралом С.Макаровым.

Главный «герой» полотен Айвазовского — море, стихия и оно неповторимо на его полотнах. Чего не скажешь о деталях корабельной оснастки и т.д. Но историческая, романтическая живопись — не фотография. И мастер в этом смысле имеет право на обобщение. Иное дело, когда в современной морской литературе или книгах по истории флота встретишь такие вольности и «художественные» допущения, что просто руками разводишь! Никакого уважения ни к исторической правде, ни к искусству.

— А что же редакторы, специалисты? Разве не стоят они на страже истины?

— Многим кажется, что парусники строили по типовым проектам… А ведь они неповторимы, как люди! Что касается компетентного мнения специалистов, то, увы, во-первых, их не так много, а во-вторых, современные иллюстраторы не считают нужным к ним обращаться…

Свои рисунки специалистам — историкам флота я часто показывал. С одним из них — Андреем Леонидовичем Ларионовым из Санкт-Петербурга, у меня давние творческие контакты. Андрей Леонидович — признанный авторитет, истый знаток парусного и парового флота России. И я неоднократно отправлял ему свои работы на консультацию. И всегда с благодарностью принимал его советы, критику. Правда, его замечания касались, как правило, деталей, но ведь без деталей нет целого.

— Следовательно, для вас важен не только факт истории, но и история факта?

— А история, она и складывается из мозаики фактов. Со мной однажды приключилась весьма любопытная история. В 1980 году журнал «Морской сборник» к очередной годовщине революции попросил изобразить мятежный «Очаков» — первый корабль, на котором был поднят красный флаг. Начал работать, выбираю ракурсы, прикидываю, как рельефнее показать, но чувствую, не клеится что-то. А тут «подвернулась» командировка на Черноморский флот. Посетил в Севастополе Военно-морской музей, покопался в архивных материалах. И когда знакомился с текстом, меня посетила простая мысль: «А нет ли в городе участников событий, очаковцев»? И представляете, — нашел!

Два древних уже старца, бывшие матросы с крейсера, рассказали мне, «как все было», то есть, где кто стоял, что делал… Меня в тот момент это больше всего интересовало. А уж несколько позже пришло и осознание того, что «очаковская правда», как ее тогда преподносили, нуждается в уточнении.

А в другой раз, когда работал над недостроенным с довоенной поры линкором «Советский Союз», меня консультировал Николай Герасимович Кузнецов, который в бытность наркомом флота был причастен к закладке этого корабля…

История корабля — это не только частица, образ эпохи, образ жизни людей, которые создавали, служили на нем. Представьте парусно-винтовой корвет «Витязь». Это кругосветник. Его профессия — дальние походы. В 1871 году он доставил знаменитого русского путешественника Н.Миклухо-Маклая к берегам Новой Гвинеи. В 80-е годы корвет был переименован в «Скобелев» и совершил переходы с Балтики в Тихий океан и обратно… 30 лет под парусами… Тысячи миль за кормой…

— Александр Васильевич, биография флота — всего лишь часть истории Отечества…

— Но какая часть! Хрестоматийная истина: Россия в свой исполинский рост встала во многом благодаря флоту. Вспомните, как назывался двухпалубный трехмачтовый флагманский красавец эскадры вице-адмирала Петра Михайлова, то есть Петра I — «Ингерманланд». Ингерманландия, или Ижорская земля, с начала XIII века находилась во владении Великого Новгорода, а с конца XV — в Российском государстве. Враги посягали на нeе много раз. Целый век она была оккупирована Швецией. Петр Великий вернул ее Отечеству в 1703 году.

А когда в октябре 1712 года на Адмиралтействе в Санкт-Петербурге был заложен новый линейный корабль, повелел именовать его «Ингерманланд» и вскоре после вступления в строй сделал флагманским. Разумеется, не случайно: ведь война за прибалтийское побережье, как известно, продолжалась. «Ингерманланд» вместе с «Полтавой», «Штандартом» и другими кораблями прославил боевые знамена русской армии и флота в сражениях при Гангуте, во время штурма Выборга, в боях у островов Эзель и Гренгам…

Или взять, к примеру, многопушечный корабль «Святой Андрей Первозванный». Знаете, когда он был заложен и строился? В ходе Семилетней войны 1756-1763 гг. Императрица Елизавета Петровна, несмотря на обремененное состояние государственной казны, как сейчас говорят, изыскала средства… И «Святой Андрей» с лихвой окупил расходы.

Корабль отличился во время штурма крепости Кольберг. В ночь на 7 ноября 1761 года десант из матросов корабля и солдат под командованием командира «Первозванного» капитана 1 ранга Г.Спридова смелым и дерзким приступом захватил прусскую батарею на правом берегу реки Персанте. А месяцем позже русские воины «взяли на шпагу» Кольберг… 20 лет парусник нес службу на Балтике и в 1780 году был разобран «по великой ветхости».

А взять русско-японскую войну. Утверждают, что Россия потерпела в ней поражение из-за крайне слабой технической оснащенности обеих тихоокеанских эскадр. Мол, у «прогнившего самодержавия» не хватало денег на новые корабли. Но ведь это справедливо только отчасти. Ибо в состав эскадр входили суда, которые была спущены на воду буквально накануне боевых действий, то есть, на то время самые современные.

Тот же «Князь Суворов», который в мае 1905 года принял участие в Цусимском сражении, был высокоскоростным, с великолепным вооружением, с неприступной броневой зашитой. При Цусиме он первым попал под ураганный огонь японцев, однако, долго оставался на плаву, огрызался своими орудиями.

— К сожалению, о подвиге экипажа «Князя Суворова» не принято было писать в прессе и литературе советского периода.

— Несмотря на то, что броненосец носил имя великого полководца, «Князь Суворов» — флагманский корабль командующего 2-й Тихоокеанской эскадрой адмирала 3.Рождественского, которому писатель А.Новиков-Прибой в романе «Цусима» на долгие годы создал дурную репутацию, видимо, отсюда и забвение. Когда к потерявшему управление «Князю Суворову» подошел миноносец «Буйный», чтобы снять раненого командующего и остатки команды, лейтенанты Богданов и Вырубов с несколькими матросами попросили командира миноносца быстрее отойти от борта их горящего корабля — не захотели его покинуть. «Суворов» продолжал вести огонь. Тогда японские миноносцы пустили в ход торпеды, атаковав его с носовых курсовых углов. Броненосец погружался в воду, до последней минуты ведя огонь из 75-мм орудия кормового каземата…

Во 2-й Тихоокеанской эскадре было еще два корабля класса «Князя Суворова». То есть, вопреки утверждениям, «насквозь прогнивший царский режим» продолжал уделять неослабное внимание развитию и совершенствованию отечественного флота, пусть с определенными издержками, процесс этот не прекращался никогда… Об этом не мешало бы помнить сегодняшним управленцам, отвечающим за реализацию морской доктрины и кораблестроительную программу.

— Справедливое замечание. Широкому читателю в последние годы очень мало рассказывают о людях, создающих морской щит державы. О конструкторах, инженерах, технологах, построивших такие шедевры военно-морского искусства, как авианесущие крейсера «Минск», «Киев»…

— Верно, российские корабелы обделены славой. И у меня об «архитекторах» наших морских побед довольно скудные сведения. Известно, например, что «Витязя» строил инженер Арцеулов, «Святого Андрея Первозванного» — Александр Сютерланд, «Князя Суворова» — К.Аверин… Все это были талантливые корабельные мастера. Увы, о жизни их мало что известно.

На мой взгляд, история флота, несмотря на обилие книг о нем, выглядит как-то отрывочно, неполно. Сведения едва ли не о каждом корабле мне приходилось собирать по крупицам…

Ну что говорить, если, скажем, о великом подводнике Александре Маринеско, проведшем зимой 1945 года «атаку века», в результате которой фашистский суперлайнер «Вильгельм Густлов» пошел ко дну… А вместе с «Густловом» погиб цвет гитлеровского подводного флота, и, это уже, правда, по неподтвержденным данным, Гитлер был вне себя от бешенства, объявив командира советской подлодки «С-13» своим личным врагом… А в сравнительно свежем издании — Военно-морском словаре — о Маринеско нет ни строчки. А уж о конструкторах судов и подавно… Эти пробелы предстоит ликвидировать молодым исследователям.

Расспрашивал гостя Виктор Хлебников

На снимке: одна из работ А.В.Карелова — клипер «Стрелок».


Комментарии

21 января 2018
Loans Online
cash loans online cash advance loan cash advance loan indian payday loans
21 января 2018
Best Payday Loan
payday advance quick personal loans same day advance payday loan payday advances
21 января 2018
Get A Loan
loans no credit check loans no credit check loans no credit check personal loans no credit check

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Если вам нужна новая версия ресурса, вы можете ознакомиться с ней на
psj.ru

[x]

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100