
20 августа, 2014 | Юрий ЧИРКОВ
Влаиль Петрович Казначеев
(8563)
«Если бы была возможность количественно оценить параметры здоровья человека в древние века, в средневековье, в новое время, то полученные оценки существенно бы различались. То, что сейчас считается нормой, в предыдущие эпохи порой считалось бы патологией, и то, что ранее – патологией, сейчас – нормой». Это весьма любопытное суждение принадлежит замечательному российскому медику Влаилю Петровичу Казначееву.
Третье состояние
Принято желать человеку кавказского долголетия, сибирского здоровья.
Понятие «СИБИРЯК» традиционно связывается в нашем представлении с человеком крепким, выносливым, неприхотливым. Таким сделали его суровые условия жизни и работы, в которых всегда выживали сильнейшие. Десятки и даже сотни лет продолжалось приспособление переселенных из центральных районов России крестьян к жизни в трудных краях. Сибиряку действительно необходимы повышенная крепость здоровья, его солидный запас.
Однако, по данным медиков, сибиряки сегодня – не самые здоровые люди нашей страны. Заболеваемость в Сибири выше, чем в центральных районах России. Что же случилось? А то, что настоящих, коренных сибиряков остается все меньше. Курс на ускоренное развитие восточных районов страны привлекает сюда десятки, сотни тысяч людей из разных климатических зон.
Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс собрал почти полмиллиона приезжих. На БАМе трудились и все еще трудятся десятки тысяч посланцев всех республик Советского Союза. Постоянно обновляется, сменяется, пополняется население северных районов. Вот и остались истинные сибиряки и северяки, если можно так выразиться, в абсолютном меньшинстве.
Как же в такой ситуации относиться к понятию «здоровье сибиряка»? Чтобы отвечать на этот вопрос, прежде всего необходимо было бы определить, что считать «нормой» здоровья человека. Увы, такие определения еще не сформированы наукой.
Что есть здоровье, болезнь – мы до сих пор не знаем. Твердо установлено лишь одно: между здоровьем и болезнью нет резких границ. Между ними – огромная полоса переходных состояний, которые, собственно, не являются ни здоровьем, ни болезнью. Античный (римский) медик Гален (130-200 годы) еще около двух тысяч лет назвал эту полосу «третьим состоянием».
Людей, находящихся в третьем состоянии, очень много, - вероятно (мнение доктора медицинских наук Израиля Ицковича Брехмана, 1921-1994), больше половины населения земного шара. Состояние это может длиться годами и десятилетиями, а иногда и всю жизнь.
Третье состояние может принимать разные формы и обличья. Те, которые оно приняло в Сибири и на Севере, принято именовать «СИНДРОМОМ ПОЛЯРНОГО НАПРЯЖЕНИЯ» или просто «полярным синдромом».
Это важное понятие в 1974 году ввел в Новосибирске академик Академии медицинских наук Влаиль (от слов Владимир Ильич) Петрович Казначеев (родился в 1924 году в Томске в семье служащих в год смерти Ленина), понимая под ним сложный комплекс метаболических, физиологических, нейроэндокринных и других изменений, возникающих у человека при попытке приспособиться к обстоятельствам жизни, которые условно можно назвать северными.
Это, по сути, все тот же стресс, однако вызванный не преходящими обстоятельствами, а длительной жизнью в нелегких природно-климатических условиях, при непрерывном воздействии ряда субэкстремальных факторов.
Синдром полярного напряжения
ВЛАИЛЬ ПЕТРОВИЧ КАЗНАЧЕЕВ (17 июля этого года ему исполнилось 90 лет) - российский академик медицины, учёный в области медицины, биофизики, экологии, социологии, педагогики – в человековедении, если в целом. Он окончил школу в Новосибирске в 1942 году, при этом планировал, страстно желал поступать в консерваторию - по классу вокала. В том же году был призван в ряды Красной Армии, стал курсантом Ярославского артиллерийского училища в Омске.
В 1942-1945 годах участвовал в боевых действиях: был заведующим спецотделом Генштаба Красной Армии, начальником секретного подразделения Ярославского военного училища, заведующим отделом штаба полка, командиром батареи 1776-го зенитного полка 3-го Украинского фронта.
28 апреля 1945 года перед самой Победой был контужен под Веной (ранение в шею: на этом о карьере певца можно было забыть ). Девять месяцев находился в госпитале Одессы. Был демобилизован как инвалид войны. Поступил в Новосибирский медицинский институт (лечебный факультет, диплом с отличием). После его окончания остался в родном институте. Ординатор, ассистент, доцент, профессор кафедры факультетской терапии. В 1964 году стал ректором Новосибирского мединститута и инициатором создания и первым руководителем Сибирского отделения Российской академии медицинских наук.
В короткий срок на сибирских просторах были созданы лаборатория полярной медицины в Норильске (1973), Институт медицинских проблем Севера в Красноярске (1976), Институт гигиены и профессиональных заболеваний в Новокузнецке (1976), позже – Международный институт космической антропоэкологии в Новосибирске(1994). Казначеев – автор 800 научных работ, в том числе 52 монографий, 15 изобретений и открытий. Под его руководством выполнено более 100 докторских и кандидатских диссертаций.
Влаиль Петрович сформулировал концепцию «СИНДРОМА ПОЛЯРНОГО НАПРЯЖЕНИЯ», в рамках которой удалось определить комплекс изменений, возникающих в организме человека при воздействии на него экологических факторов Заполярья. Он получил премию Хилдеса по северной медицине (1978 год). Издательство «Международный биографический центр» (Кембридж, Великобритания) присвоило Казначееву звание «Международный человек года» (1997-1998) и звание «Международный человек тысячелетия» (1999 год).
Вернемся однако к обсуждению термина «полярный синдром». Это иной уровень функционирования всех систем организма, особое состояние гомеостаза. Это еще не патология, еще не болезнь. Но при определенных условиях – в случае, если качественные изменения, накапливаемые в клеточных и иных структурах, достигают критической величины, - может быть «расчищен» путь и к болезни.
Как ее предотвратить? В одном из своих публичных выступлений Казначеев (он тогда был в Новосибирске директором Института клинической и экспериментальной медицины Сибирского филиала АМН СССР) говорил так:
«Греческое “нозос” значит “болезнь”. Нас интересует донозологический диагноз, а именно вот что: человек здоров, но в организме уже появились сдвиги, идет накопление изменений, ведущих к болезни.
Задача здравоохранения – своевременно распознать это промежуточное состояние. Тогда можно, не прибегая к лечению, изменить что-то в условиях жизни, в режиме работы, отдыха, питания человека – и предотвратить болезнь. Вооружить практическую медицину такими возможностями, опирающимися на принцип донозологии, - долг медицинской науки.
Сибирский филиал АМН организовал в Норильске лабораторию полярной медицины, и мы надеемся, что работы этой лаборатории помогут нам еще более сблизить медицинскую науку и практику в решении задач комплексной темы “человек на Севере”.
Хотел бы я дожить до того дня, - закончил тогда Казначеев, - когда будет принято решение о создании Сибирской Академии Человека».
Катастрофизм
Являясь истинным продолжателем идей Русского Космизма (особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце ХIХ - начале ХХ веков) – идей Николая Федоровича Федорова, Константина Эдуардовича Циолковского, Владимира Ивановича Вернадского, Александра Леонидовича Чижевского и Николая Александровича Козырева, Влаиль Петрович вносит новые идеи и положения, значительно опережающие время и не имеющие аналогов в мировой культуре.
Философские взгляды Казначеева нашли выражение и в его поэтическом творчестве. В 1994 году была издана первая книга его стихов «Что истина?». В 1999 году увидел свет второй сборник, названный «Надежда». В 2004 году – третий сборник «Между прошлым и будущим». В 1991 году в Новосибирске вышла книга Казначеева «Феномен человека: космические и земные истоки».
В самом конце прошлого века Казначеева заинтересовала совсем новая проблема естествознания – КАТАСТРОФИЗМ. Ее важнейшим аспектом является принципиальный отказ от концепции актуализма (от принципа однообразия), которые гласят, что событие непременно произойдет в данных условиях, если оно происходило при таких же условиях в прошлом.
Этот старый постулат в новых условиях, как полагает Казначеев, уже не работает. Hалицо совсем новое состояние нашей планеты: она засорена химическими, биологическими, радиационными, микроэлементными токсинами. Быстро меняется бактериальная, вирусная, грибковая флора внутри и вне организма человека.
Идут межвидовые «горячие» и «холодные войны». Изменяется чувствительность организма человека и животных к обычным, казалось бы, нетоксичным веществам, возникают аномальные формы непереносимости, которые все еще диагностируются как иммунные дефициты.
К катастрофам, выводящим индивидуальное и даже общественное сознание из привычного, более или менее стабильного в прошлом состояния, относятся и многочисленные «паранормальные» инциденты, манифестации HЛО, другие неординарные явления. Подобно тому, как различного рода атмосферные, геофизические феномены типа плазмоидов и HЛО объединяются сейчас в класс непознанных астрофизических явлений, можно выделить и непознанные психобиологические феномены.
Они были известны и раньше, но фиксировались в статистически слабом виде. Сегодня частота их регистрации возросла многократно, что также указывает на вхождение земного сообщества в кризисную зону неустойчивости. В эпоху неустойчивости.
Мнение Казначеева: зреет поколение и совершенно новых катастроф. Они еще не имеют названий, это будут химеры из синергетических эффектов от множества доселе разрозненных явлений. Собирается букет невиданных катаклизмов, многие из них не могли бы привидеться человеку и в страшном сне.
Общий вывод, который сделал тогда Казначеев, - это формирование в настоящее время СИНДРОМА УТОМЛЕНИЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ, проявляющегося в форме острых и хронических катастроф различной природы. Дело в том, что порог глобальной безопасности существенно уменьшен. Возможности защитного реагирования человека, популяции, социума, био- и геоценозов, всей планеты в целом снижены. Поэтому ожидается, что в ХХI-м веке состояние катастрофизма (самый сильный пункт в прогнозе Казначеева) окажется ПЕРМАНЕНТНЫМ.
Другими словами, катастрофы, возможно, станут явлением каждодневным, заурядным и рутинным. Встав утром, ты будешь уверен, что где-то – на другом конце Земли, в соседнем квартале? – но сегодня ОБЯЗАТЕЛЬНО случится что-то ужасное, сопряженное с гибелью людей, разрушениями etc.
Читайте также
![]() ![]() 60 лет астрология находилась в стране под запретом. Гонения начались в 1929 году – тогда всех участников проходившей в Геленджике конференции русских астрологов увезли в автобусе якобы на «обед». С тех пор их больше не видели. ... |
![]() ![]() Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов». Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и ... |
![]() ![]() Главный триумф, главная победа Жукова – это, пожалуй, Карлхорст. Капитуляция Третьего Рейха – настоящая, подписанная в сердце Германии – в отличие от предварительной капитуляции в Реймсе, когда союзники попытались перехватить у СССР ... |